Уроки финансовой грамотности и правильного воспитания детей были бы не лишние, а салфетки нужно всегда носить с собой — молодёжь Екатеринбурга разобрала по косточкам высшее образование в России.

По сообщениям РБК, ни один российский университет из числа участников программы по повышению конкурентоспособности вузов «5–100» не вошел в первую сотню рейтинга. Отсутствие российских вузов в мировых списках лучших — печальный факт, который невольно наводит на мысль, что образование лучше получать за рубежом.

Отвечает ли высшее образование в России современным запросам, и как меняются вузы, чтобы оставаться востребованными? Школьники, студенты и преподаватели высших учебных заведений Екатеринбурга встретились в Ельцин Центре, в пространстве «Точка кипения» на очередной встрече дебатклуба «Разборки», чтобы выяснить нужно ли высшее образование, чтобы стать успешным.

«Согласно опросу, проведённому нашей некоммерческой организацией, главными причинами для поступления в вузы являются: отсрочка от службы в армии, формальная необходимость получения корочек и принуждение со стороны родителей, — открывает встречу Владимир Ветров, редактор портала мол.рф. — Получение образования в стенах университетов сегодня становится актуально только для нескольких профессий. Всё потому, что высшее образование в России в глубоком кризисе. Помимо устаревших образовательных программ и нехватки крутых преподавателей, существует ужасная организация работы внутри самих образовательных учреждений. До сих пор в некоторых вузах в туалетах для студентов отсутствует туалетная бумага. Например, туалеты в УГЛТУ отремонтировали только летом прошлого года, а до этого без противогаза в них было невозможно зайти».

К сожалению, встречу полностью проигнорировали администрации всех высших учебных заведений города, несмотря на официально направленные приглашения. Также более важные дела, чем общение со школьниками, студентами и преподавателями, нашлись и у директора департамента профессионального образования Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Альберта Шавалиева.

«В нашем университете нет стабильного расписания на семестр, — рассказывает Анастасия, студентка УрГПУ. — Я не могу планировать свой график и не могу работать, так как не знаю своего расписания занятий. Несмотря на недочёты в организации учебного процесса, всё-таки есть преподаватели, которые учат со скоростью 100 км/час, но есть и те, кто ведет занятия по старым учебникам, и ты понимаешь, что эти знания тебе никогда не пригодятся в жизни».

«Организационных проблем при обучении в университете довольно много, — говорит студент 2 курса факультета журналистики УрФУ. — Помимо частых изменений в расписании, которые неудобны студентам, не отлажено и оповещение преподавателей об этих изменениях. Поэтому нередки случаи, когда преподаватель даже и не знает, что у него через несколько минут должны начаться лекции. При составлении расписания комфорт студента в расчёт не берется вовсе. Например, после физкультуры могут уже через 30 минут стоять лекции в ZOOM. А время переодеться и добраться до дома?».

Все сказанные проблемы искренне считает надуманными программный директор «Точки кипения», а по совместительству директор Бизнес-школы ИнЭУ УрФУ, доктор экономических наук Лариса Малышева. Причиной, почему российских вузов нет в мировых рейтингах, она считает постоянно меняющиеся критерии оценки этих рейтингов, за которыми просто не поспевают наши университеты. Однако за последние 7 лет высшие учебные заведения сделали огромный рывок в своём развитии. Проблемы с туалетной бумагой, расписанием, питанием в студенческих столовых и наличие скучных преподавателей — это детали, с которыми нужно просто смириться. Ведь вместе с этим в вузах проводится много ярких проектов, в которых студенты могут принять участие.

«Вы слышали, что в вузах есть такая история, которая называется «Старт-ап как диплом»? — поинтересовалась Лариса Малышева. — Это проект Агентства стратегических инициатив, который активно внедряется в УрФУ. Юные предприниматели могут не просто писать нудный диплом, а превратить дипломную работу в настоящий старт-ап. На выходе их с распростёртыми объятиями ждут венчурные фонды, готовые помочь коммерциализировать их идеи».

«У меня складывается впечатление, что в стране есть условно пять высших учебных заведений, способных дать образование, которое хотя бы в России будет котироваться, — считает школьник Кирилл. — При этом цена за это образование – около 350 тысяч рублей в год. Бюджетных мест практически нет, и все они занимаются льготниками. Примерно за эти же деньги в странах Европы есть языковые школы, где учат иностранному языку. Знаний, полученных в нашей школе, а также выученного там языка хватит, чтобы поступить в европейский вуз».

 Чтобы российские вузы начали входить в международные институциональные рейтинги, им нужно переориентироваться на новые программы обучения. Об этом заявил глава Счётной палаты Алексей Кудрин. «Для того, чтобы качество российского образования значительно улучшилось и наши университеты начали входить в международные рейтинги, прежде всего нужно понять, что важно учить не только твердым фактам, но и навыкам и компетенциям, которые позволят быстрее осваивать новые сферы», — объяснил Кудрин. По его словам, российские студенты будут востребованы на рынке труда, если в них воспитывать креативное мышление, гибкие навыки, учить генерировать идеи, продукты и новые смыслы.

«Российские вузы за последние годы действительно сделали большой шаг в развитии, — резюмирует Владимир Ветров, модератор дебатклуба «Разборки». — Если сравнивать высшее образование сегодня с тем, каким оно было 10 лет назад, то разница, конечно же, есть. Но вместе с этим мир меняется настолько стремительно, что наше образование пока только пытается догонять, а хотелось бы, чтобы опережало и формировало эти самые изменения».

Если отечественные вузы не смогут удовлетворять запрос на знания и навыки, то это сделают их зарубежные коллеги, различные онлайн-платформы и Youtube-блогеры, за несколько минут объясняющие материал нагляднее и понятнее, чем это делает за лекционную пару пожилой преподаватель, работающий на четверть ставки. И уже в обозримом будущем половина вузов страны будет никем не востребована, а учебные корпуса, постоянно нуждающиеся в ремонтах, опустеют.

Фото: Антон Онучин